December 2nd, 2009

Подробный разбор фильма "Война без победы"

http://gutnik-real.livejournal.com/430089.html?style=mine
http://karhu1977.livejournal.com/34818.html

Продукт - совместное творчество 5-го канала (руководитель проекта Лев Лурье) и дирекция документальных фильмов первого канала финского телевидения (руководитель проекта Арво Туоминен)
К сожалению, количество ошибок в фильме зашкаливает.
Отмечу лишь самые грубые, ведущие к искажению картины событий 1939-1940 гг.

1. Песня "Ньет, Молотофф" относится к 1942 году и к финской войне имеет опосредованное отношение
2. Высказывание Чекунова о формировании финской народной армии и правительства Финской Народной Республики летом 1939 года не соответствует действительности. Летом 1939 года переговорный процесс между СССР и Финляндией только начинался. Решение о формировании марионеточного правительства Куусинена было принято в ноябре 1939 года, одновременно с принятием решения на военную операцию против Финляндии. Это прямая ложь.
3. Русско-финский военный разговорник, который демонстрирует Шнуров, появился в войсках не раньше января 1940 года. В 1939 году он имел другой формат и полагался, скорее всего, только командному составу.
4. Высказывание по полностью пустых деревнях является искажением. В Суомуссалми, Суоярви (два места навскидку) эвакуация не была проведена и финское мирное население осталось на местах. Обобщение и повторение финской пропаганды 50-летней давности.
5. Высказывания Чекунова о том, что в декабре 1939 года "танки действовали отдельно, пехота отдельно, артиллерия отдельно" является прямым цитированием мемуаров Маннергейма. Советские архивные документы опровергают это высказывание. Тактика штурмовых групп была в РККА уже при первом штурме Линии Маннергейма, но тогда эту тактику осуществить на деле не удалось.
6. Фраза Шнурова о том, что "каждому бойцу полагалось 100 грамм водки для растирания лица и рук" не соответствует действительности. 100 грамм водки - часть усиленного питания, так называемго "спецпайка" введенного на фронте народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым в конце декабря 1939 года. Ворошилов, возможно, и был экстравагантной личностью, но не до такой степени, чтобы выдавать красноармейцам водку для растирания конечностей. Для растирания лица и рук бойцам выдавался гусиный жир.
7. Нет никаких архивных данных, подтверждающих появившееся в фильме высказывание о том, что "Линию Маннергейма должны были взять к Дню Рождения Сталина". Создатели поделки забывают, что вся военная кампания против Финляндии по плану Мерецкова должна была закончиться к 21 декабря. Наступление Правой Группы Грендаля на плацдарме Тайпале было начало 15 декабря и приостановлено 17 декабря. Наступление на Выборгском направлении было начато 17 декабря и приостановлено самое позднее 21 декабря. И где здесь День Рождения Сталина?
8. Нет архивных данных, подтверждающих высказывание Шнурова об атаках финской линии обороны 10 раз в день.
9. Нет архивных данных, подтверждающих высказывание Чекунова об отправке целых батальонов в разведку боем для выявления финских огневых точек
10. Прорыв Линии Маннергейма произошел в районе Ляхде, а не в районе Сумманкюля. Сумманкюля вообще-то держалась до 15 февраля 1940 года, 16.00 по Москве. Тогда Маннергейм отдал приказ об отходе на промежуточную линию обороны.
11. Нет архивных данных, подтверждающих высказывание Шнурова о том, что сапер иногда подрывался вместе с ДОТ из-за слишком короткого детонационного шнура.
12. В кадре с Хаапасало показан полукапонир Mu10 укрепрайона Муолаа. Пролом в крыше - не от подрыва 1500 кг взрывчатки, а от попадания советского снаряда, который, очевидно, попал в бронекупол и вырвал его вместе с куском бетона. Об этом свидетельствует след от попадания в фронтальную стенку и в каменную подушку ДОТ. При подрыве ДОТ накладным зарядом повреждения арматуры другие. Вообще ДОТ Mu10 не был подорван в ходе боевых действий, а сильно поврежден артиллерией. Вместе с гарнизоном был уничтожен полукапонир Mu14, причем не накладным зарядом, а скоординированными действиями советских сапер и огнеметного танка 204-го отдельного танкового батальона 39-й легкотанковой бригады. Описание уничтожения ДОТ есть в сети. Подрыв накладным зарядом 1500 кг - это либо западный каземат Sj5 "Миллионник" либо восточный каземат Sk2 "Тертту". То есть перепутано несколько эпизодов.

Вот основные фактические ошибки фильма, после которых его документальным назвать невозможно.
Если это - Историческая Истина, к которой так взывает советская интеллигенция, то я - маршал Маннергейм.

Пеар и перепост приветствуются.